Главная » Статьи » О клубе |
Н.В.Аракелов, г.Новосибирск Первые дельтапланеристы в Новосибирске появились на самолётостроительном факультете Новосибирского электротехнического института (ныне - Новосибирский государственный технический университет), где в сентябре 1974 года в студенческом конструкторском бюро "ИКАР" была организована рабочая группа из 5 человек по теме: "Модельные аэродинамические испытания, разработка чертежей и изготовление дельтаплана". Руководитель работы - выпускник ССФ, инженер Сибирского НИИ авиации Александр Викторович Пинер, староста группы - студент Александр Титаренко. Работа проводилась в аэродинамической лаборатории НЭТИ. На основе крыла Рогалло разрабатывали тип летательного аппарата, который впоследствии получил наименование "Стандарт". К лету 1975 года первый дельтаплан с перкалевым парусом был спроектирован и изготовлен. Сразу же начались первые пробежки, пробные подлеты на буксире с отцепкой на высоте 5-7 метров с последующим парашютированием. Свободный полет не получался, как впоследствии выяснилось, из-за передней центровки. Буксировку дельтаплана бегом с помощью 20-метрового шнура осуществляли 6 человек. В подлетах участвовали инженер СибНИА Александр Пинер и студенты НЭТИ Константин Пинер, Александр Савельев, Анатолий Осипов, Виктор Хрибков, Александр Титаренко, Михаил Ромазанов. В марте 1976 года пришло приглашение на Первый Всесоюзный слёт дельтапланеристов. Участниками слёта от Новосибирска были А.Пинер и В.Хрибков. Слёт, состоявшийся 5-15 марта 1976 года в посёлке Славское на Карпатах, дал не только информацию (семинары), но и практический опыт по программе первоначального обучения. После слёта аппарат был переделан: угол при вершине каркаса был увеличен до 90 градусов, точку подвески существенно сдвинули назад. Это дало возможность осуществить свободные полеты. Первый полет совершил Александр Пинер с дамбы коммунального моста на левом берегу Оби. Результат - десяток секунд полета и выбитая ступня. С крутых окрестных склонов берега летали все члены секции. Позже, в мае, для полетов были облюбованы балки у Гусинобродского шоссе, рядом с будущим комплексом МЖК. Продолжительность полётов стала измеряться десятками секунд. Освоившись с высотой склона - до 50 метров, секция приступила к созданию более качественного дельтаплана. К августу 1976 года были построены и облётаны еще два аппарата с обшивкой из АЗТ (авиационная защитная ткань). С этими дельтапланами группа из 10 человек под руководством Виктора Хрибкова выехала по приглашению дельтапланеристов города Томска на слёт любителей полетов Сибири в посёлок Курай Алтайского края, недалеко от границы с Монголией. Участвовали пилоты из Томска, Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Свердловска, Тюмени. Наш город на слёте представляли Хрибков В., Осипов А., Ромазанов М., Шевельков С., Савельев А., Пинер К., Ямлиханов Р., Екимов А., Татаринова Т. и Шмелева Т. Счёт времени полёта пошел на минуты. Здесь дельтапланеристы Новосибирска понесли первую тяжелую утрату: при выполнении упражнения на максимальное время полёта упал из-за потери скорости и вскоре умер только что с отличием окончивший НЭТИ инженер Анатолий Осипов. Секцию дельтапланеристов НЭТИ возглавил Александр Савельев. Осенью 1976 года секция дельтапланеризма создается в СибНИА имени С.А. Чаплыгина. Костяк коллектива составили Аракелов Н., Бадрухин Ю., Дубинин В., Калюта А., Романов В., Бардаханов С., Тимофеев А., Калашников А., Темляков Ю., Федоров Н., Пленкин П., Оревков П. Руководителем секции был избран Аракелов Н.В. В секции на основе результатов экспериментов и расчетов построили три аппарата: один - из ткани "500", два - из каландрированного капрона. Особенностью аппаратов была "огромная" площадь паруса - около 25 кв.метров и сравнительно малый вес. Трубы каркаса - дюраль диаметром 30 мм с толщиной стенки 2 мм. Сразу приступили к подлетам со склонов балок. Руководитель секции НЭТИ А.Савельев оказывал помощь при полетах, поэтому обучение двигалось быстро. Летом 1977 года команда от нашей области участвовала в сборе дельтапланеристов в районе города Лениногорска на Алтае. На этом сборе впервые проводились соревнования, в которых участвовали Савельев А., Хромых В., Иванов В. Май 1978 года. Сборы в поселке Шагонар Тувинской АССР. Съехались спортсмены из Томска, Новосибирска, Кызыла, Барнаула (соревнований не было). Делегация Новосибирска: Савельев А., Пинер К. В сентябре этого же года наши дельтапланеристы получили приглашение на соревнования в город Кызыл. Команда: А. Савельев - летающий тренер и руководитель команды, пилоты В.Хромых и М.Ромазанов. Результат - второе общекомандное место. Соревнования проходили на горе Боом. Май 1979 года - первые зональные соревнования чемпионата РСФСР. Соревнования проходили на горе Боом (г. Кызыл). От Новосибирской области выступали две команды: первая (второй открытый класс аппаратов) - Савельев А. (капитан), Шевельков С. и вторая (первый класс "Стандарт") - Хромых В. (капитан), Пинер К. Вторая команда заняла в своём классе аппаратов общее второе место. Зимой 1979 года в Новосибирской области дельтапланеризм как самостоятельный авиационный вид спорта зарегистрирован в областном комитете ДОСААФ и организационно закреплён за НУАЦ (Новосибирский учебный авиационный центр). Летом 1980 года во время Олимпийских Игр в Москве группа новосибирских дельтапланеристов (секции НЭТИ и СибНИА им. С.А.Чаплыгина) выехала на сборы в город Пятигорск. Здесь, на горе Юца, спортсменами секции НЭТИ впервые были совершены высотные (выигрыш высоты до 1000 метров), продолжительные (до двух часов) полеты. В это же время на Юце тренировались пилоты из Томска, Минска, Харькова, Тюмени, Горького и местные дельтапланеристы. Самой сильной командой была команда Томска, где вместе с парнями отлично летали девушки. Мы впервые увидели на дельтапланах томичей аккуратно сшитые лавсановые паруса с регистрационными номерами. В сентябре 1980 года в Кызыле разыгрывался очередной переходящий кубок Тувинского транспортного управления, посвященный Дню транспортника. Приглашения приняли города Москва, Новосибирск, Омск, Барнаул, Иркутск, Горький, Томск, Братск. Среди таких сильных команд наши спортсмены А.Савельев (капитан) и С. Шевельков заняли второе общекомандное место. В течение 1980 года в области возникают секции на НМТ (Новосибирский машиностроительный техникум), БМЗ (Бердский машиностроительный завод), ЗИЧ (Завод им. В.П. Чкалова), ИЯФ (Институт ядерной физики), заводе 401 ГА, в НИИГАиКе и Запсиблесавиа (воздушные пожарные). Дельтапланеризм становится популярным видом спорта. 24 января 1981 года в одной из аудиторий НУАЦа состоялось собрание дельтапланеристов области. Присутствовало 45 человек. Решением собрания создается Федерация дельтапланерного спорта Новосибирской области. Образованы комиссии:
Председателем федерации был избран ведущий инженер СибНИА Н.В.Аракелов. Июль 1981 года - участие сборной команды Новосибирской области в официальном Первом зональном первенстве СССР. Состав: Савельев А. (капитан), Пинер К., Иванов В, Шевельков С., судья - Дубинин В. Участвовали команды Томской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской областей, Алтайского края и Тувинской АССР. Команда заняла 4-е общее место. В личном зачете Константин Пинер занял четвертое место. Осенью 1981 года были проведены Первые Областные соревнования по дельтапланерному спорту. Начальником соревнований был заместитель Председателя ОК ДОСААФ по авиации B.C.Петров, главным судьей - А.А.Калюта, судья 1-й категории, начальник отдела СибНИА. Первые два командных места заняли спортсмены секции НЭТИ. В личном зачете во всех упражнениях победил Александр Савельев. Третье общекомандное место заняла команда СибНИА. 30 октября 1984 года общим собранием дельтапланеристов области (присутствовало 36 человек) решено создать городской клуб дельтапланерного спорта на базе завода "Экран". 1986 год - год официального оформления областного дельтадрома на горе Лысой, вблизи поселка Горный Тогучинского района, утверждения документации на городской дельтаклуб. Первый одноместный мотодельтаплан (МДП) "Высота-01" ("В-01") в секции СибНИА и в области был изготовлен в конце 1986 года. Силовая установка - доработанный двигатель от лодочного мотора "Привет -22" (22 л.с.), крыло - учебно-тренировочный дельтаплан "Высота-3" с усиленным каркасом. Пионеры в постройке и освоении первого МДП - сотрудники подразделения аэродинамики П.П.Оревков, А.Е.Калашников, Н.Г.Федоров, С.Г.Рыбакин. Затем к коллективу дельталетчиков присоединились Дубинин В.В. и Савельев А.А. Лето 1987 года - освоение рулёжек и подлётов, простые полёты по прямой. Лето 1988 года - освоение "больших" полётов продолжительностью до 30-40 минут и набором высоты до 800 м. Ощущается необходимость в создании более хорошего аппарата с лучшими лётными характеристиками и большей энерговооруженностью. В 1989 год изготовлена силовая установка с двигателем "РМЗ-640" в 30 л.с. (от снегохода "Буран") и установлено усиленное крыло "Славутич-Спорт-5". С этим аппаратом наши пилоты Калашников А., Оревков П., Савельев А. выступали на слете - ЛА в г.Бердске (18 - 25 июня, участники - города Томск, Новосибирск, Красноярск) и участвовали во Всесоюзном слёте СЛА в г. Риге (17-31 июля). Дельталётчики становятся известными и популярными. Их приглашают для участия в праздновании Дня Воздушного флота в городском аэропорту и других массовых мероприятиях города. В 1990 году изготовили 2-местный МДП "Высота-02" ("В-02"). Приступили к учебно-тренировочным совместным полётам (парой) на двух мотодельтапланах (Оревков П., Калашников А., Дубинин В., Савельев А., Федоров Н., Артеменко И.). В 1991 году в секции СибНИА изготовлен многоцелевой 2-местный МДП "В-03" и приобретён в г.Таганроге серийный 2-местный дельталёт "Рекорд-20". 1992 год:
1993 год - в мае первая "боевая" аэрофотосъёмка в рамках совместной работы с МП "Аэрогеофот" (Калашников, Оревков). В 1994 году изготовлен многоцелевой МДП для аэрофотсъёмки "В-04 АФА". 18 июня 1994 года на празднике, посвященном 270-летию города Куйбышева, НСО Оревковым выполнен полет с выброской парашютиста на местный стадион с высоты 1000 метров. В общей сложности, в частности в секции СибНИА, были подготовлены к самостоятельным полётам на дельталётах 8 пилотов. Удостоверения пилотов СЛА получены пятью членами секции. Изготовлено 6 единиц МДП и 15 дельтапланов своей конструкции различного назначения (учебно-тренировочные и спортивные). Все эти аппараты были облётаны и введены в действие. В Новосибирской области подготовлено 2 мастера спорта (Трефилов И., Коротина Н.), 5 кандидатов в мастера спорта и более 20 перворазрядников по дельтапланерному спорту, пять судей 1-й категории по дельтапланерному спорту, четырнадцать инструкторов по дельтапланерному и дельталётному спорту. | |
Просмотров: 2595 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |